Храм Пура Бесаки — главный храм Бали

Сказочный Бали – религиозный остров. Святых мест и церквей здесь гораздо больше, чем жилых домов: почти в каждой деревеньке острова имеется как минимум три храма. Более того, в каждом местном жилище имеется свой домашний алтарь. В основном, он располагается во дворе дома, но если территория последнего мала, то тогда алтарь возводится на крыше жилого здания.

Одним из основных храмов на Бали является легендарный храм Пура Бесаких на северо-западной стороне вулкана Агунг – самой большой точки острова, высотой 3142 метра. Это возвышение находится в восточной части индонезийского острова и считается обителью могущественного Батара Махадевы – истинного воплощения верховного многорукого индуистского божества Шивы. Считается, что именно в этом месте земли размещается так называемая «Ось мира», которая по преданию древних является центром вращения вселенной. Помимо вулкана, на острове Бали имеется ещё три священные вершины – Абанг, Батур и Батукару.

Немного исторических фактов

Немного исторических фактов

Храм Пура Бесаких появился на острове более 1 тыс. лет назад. Первые упоминания об этом священном месте можно встретить в старых документах, датируемых 1284 годом. Но эти письменные отсылки касаются не постройки храма, а деятельности действующего объекта. Поэтому вопрос о том, когда именно был построен Пура Бесаких, до сих пор остаётся открытым.

Многие ученые говорят о том, что некоторые строения из камня на территории комплекса имеют возраст около 2 тыс. лет. Другие же, по их мнению, были возведены гораздо позже. У балийцев существуют свои версии происхождения храмового комплекса. По одной легенде созданием храма в 8 веке занимался некий монах-странник. По другой – это было инициативой раджи Кесари в 10 веке. Но никаких документальных подтверждений этим фактам сегодня нет.

С 11 века о комплексе Пура Бесаких не было никаких упоминаний ни в одной письменной летописи. И лишь в 15 веке, когда центральная часть острова стала политическим центром, записи о Пура Бесаких снова стали встречаться в различных документах. Например, в одной летописи имеется документальная заметка о том, что это святое место считается государственным храмом.

Одним из самых главных событий в истории храмового комплекса является извержение вулкана Агунг в 1917 году, повлекшее за собой полное его разрушение. Восстановлением храма после трагедии занимались жители всех регионов острова. Они буквально собирали его по крупицам.

Следующее похожее извержение произошло уже весной 1693 года. В это время года местные жители собирались отмечать праздник гармонии, проводимый один раз в столетие, –  Эка Даса Рудра. Примечательно, что за некоторое время до этого, местными жителями было отмечено превышение обычного температурного режима почвы у подножья вулкана. Священнослужители стали говорить о том, что это явление – проявление гнева божьего, и праздничную церемонию следует отложить. Однако к их мнению никто не прислушался.

Вулканический кратер взорвался 18 марта 1963 года. Лавовые потоки спустились по склонам горы и сожгли почти всё, что встречалось на их пути. В результате выброса магмы погибло более 1,7 тыс. человек, немало балийцев потеряли крышу над головой. Удивительно, но лавовый поток не задел территорию храма, он прошёл буквально в считанных метрах от неё. Набожные балийцы посчитали это знаком свыше. И почитание храма после извержения вулкана в 1963 году увеличилось многократно. В нынешние дни вулкан проявлял активность всего лишь дважды: в 2017 и в 2018 годах. И, к счастью, это были неполноценные извержения лавы из кратера.

Сегодня Храм Пура Бесаких балийцы носит статус «матери всех храмов». По мнению местных жителей, это уникальное место защищает остров от природных катастроф и помогает общаться с божествами. Такое громкое название священный комплекс получил ещё и потому, что является самым старым и главным храмом на Бали, источником распространения индуизма в этих местах.

Как выглядит храм?

Как выглядит храм

Этот священный комплекс, растянувшийся на 3 тыс. метров, включает в себя три больших храма, каждый из которых ассоциируется с определённым индуистским божеством. Центральный вход в храм украшают массивные ворота, украшенные резьбой и статуями-защитниками. Неподалёку от него размещаются ресторан и многочисленные сувенирные лавочки, посреди которых бродяжничают хитрые островитяне, пытающиеся получить немного денег от доверчивых туристов за сопроводительные прогулки по территории храма. К предложениям таких гидов следует относиться крайне осторожно. В конце подобной импровизированной экскурсии конечная стоимость обычно значительно отличается от той, что была оговорена вначале.

В центре священного комплекса возвышается самая большая святыня – Агунг Панатаран, в которой поклоняются богу-разрушителю Шиве. Чуть восточнее располагается храм Дангин Кретег, посвящённый богу-создателю Брахме. А ближе к западу – храм Бату Мадег, являющийся обителью бога-хранителя Вишну. Устройство всего храмного комплекса позволяет многочисленным посетителям Пура Бесаких молиться, как каждому из указанных божеств отдельно, так и всем сразу. Интересен и тот факт, что каждое из строений сегодня финансируется из бюджета одного из островных округов. Таким образом, Бесаких объединяет всех балийцев.

С точки зрения архитектуры, наиболее интересным строением на территории комплекса считается Агунг Панатаран. Этот храм включает в себя три двора, символизирующих собою пограничную зону, отделяющую земную, обыденную жизнь от божественного начала. Каждый их них имеет форму правильного прямоугольника. Почти все здания на территории большого храма окрашены черный цвет. Это связано с тем, что строительным материалом в здешних краях когда-то служила остывшая вулканическая лава, превратившаяся со временем в камень.

Первый двор в главном храме служит своего рода некой прихожей, и чтобы попасть сюда, нужно преодолеть 52 ступени, украшенные статуями мифических существ. В праздничные дни каждое каменное изваяние «одевается» в саронг – разноцветный кусок ткани, опоясывающий нижнюю часть статуи. Вход в первый двор осуществляется через «расколотые ворота» Чанди Бентар, символизирующие раскол священной горы на две части. Это место служит подготовительной зоной для верующих: тут они готовятся к предстоящим религиозным церемониям.

Второй двор скрывается за не менее роскошными воротами, щедро украшенными каменными декорациями. За ними находятся:

  • трон для божеств, на котором восседает Шива;
  • помещение Санухан-Агунг, где, согласно легенде, боги собираются в праздничные дни и принимают многочисленные дары от посетителей, возложенные последними к алтарю;
  • крытый павильон Бале-Агунг, предназначенный для молитв или ожидания конца кремации во время индуистских похорон;
  • и домик священнослужителей Паведажан, закрытый для свободного посещения.

Третий двор в храме оформлен в виде террас, расположенных друг на другом. Здесь находятся традиционные храмовые постройки в виде башен. Все здешние пагоды обладают разной высотой и имеют неодинаковое количество этажей (всегда нечётное). Это связано с тем, что каждая башня во дворе ассоциируется с каким- то определённым божеством. И чем больше среди местных жителей острова почитается тот или иной бог, тем больше ярусов имеет башня, связанная с ним. Например, строение с одиннадцатью этажами служит пристанищем для верховного божества Шивы и богини плодородия Деви Шри, а башня с девятью предназначается для Вишну и Брахмы. Самая низкая башня имеет всего три яруса. Внутри третьего двора также построена церковь для кузнецов – Панде Веси и две постройки закрытого типа: здание, посвящённое богу Шиве, и небольшое строение, построенное в честь предков бывших раджей Клунгкунга, считавшихся на территории Бали священными.

Помимо крупных храмов, внутри комплекса Бесаких находится ещё 19 небольших религиозных строений, а также хозяйственные постройки и амбарные помещения. Каждое маленькое церковное строение также имеет своё предназначение. Храмы подразделяются на общинные, клановые или кастовые. И во многие из них доступ открыт только некоторым посетителям.

Во время праздничных церемоний обширная территория всего храмного комплекса украшается разноцветными цветами и отрезами пёстрых тканей. Основными цветами праздничного декора здесь являются: белый, красный, черный и желтый. Самое крупное торжество – Галунган, или день «победы добра над злом», проводимое на территории храма, празднуется около 10 суток. Завершается это продолжительное мероприятие церемонией Кунинган – встречей с духами предков за праздничным столом. В эти дни преображается не только храмный комплекс Пура Бесаких, но и весь остров Бали, словно Европа перед Рождеством.

Удачное отдалённое расположение и особое сакральное расположение Пура Бесаких делают это место чрезвычайно интересным для приезжих, желающих заняться медитацией. Располагает к единению с собой и внешним миром здесь не только умиротворённая атмосфера, окутывающая маленькие святыни и главные храмы комплекса, но и весьма необычный ландшафт: красивая растительность, произрастающая в этих местах, и потрясающие панорамы, открывающиеся с высоких смотровых площадок, расположенных на территории комплекса.

Как добраться до священного места

Пура Бесаких расположен в 63 км от Денпасара, и добраться до сюда можно, как на арендованном транспорте или такси, так и в составе экскурсионной группы. В первом случае, дорога из указанного населённого пункта займет 1,5 часа. Двигаться после выезда из города нужно будет на Восток, через небольшой городок Семанрапуру, до населённого пункта Бесаких.  Во втором – туристическое бюро доставит экскурсионную группу до автомобильной стоянки, находящейся в 1 тыс. метров от цели. Остаток пути ей потребуется пройти самостоятельно.

Тем туристам, которые решат добираться до священного комплекса самостоятельно, на арендованном байке или на автомобиле, обязательно нужно будет захватить с собой навигатор, чтобы случайно не заплутать по дороге. Дорожные указатели на Бали конечно имеются, но на их точность не стоит рассчитывать. Не имея навигатора, здесь будет непросто узнать дорогу у местных жителей: многие из них не понимают даже английского языка, не говоря уже о русском.

Также при путешествии на автомобиле, нужно обязательно заправить полный бак. Езда по горной дороге требует гораздо больше горючего, чем путешествие по прямой дороге. И остаться с пустым баком на полпути где-то посреди лесов – не лучшая перспектива провести свободное время.

Из Денсапара до комплекса Бесаких можно добраться и на общественном автобусе, который отправляется с терминала Батубулан, расположенного в 8 км от административного центра Бали. Такая дорога будет, конечно, не очень приятной для приезжего туриста: медленное путешествие под испепеляющими солнечными лучами вряд ли кому-то оставит радужные воспоминания.

Ещё одним способом добраться до территории комплекса является автостоп. И этот метод выбирают многие приезжие туристы. Путешествие автостопом особенно понравится тем, кто любит свободные перемещения, новые знакомства и общение с местными жителями.

Правила посещения комплекса и советы туристам

Правила посещения комплекса и советы туристам

Храм Пура Бесаких открыт для посещения каждый день и принимает посетителей от восхода солнца до заката. Касса священного комплекса работает с 8 утра до 17 часов вечера. Туристам, которые хотят полноценно насладиться всеми местными красотами, лучше приезжать сюда в утреннее время. Днём в храме становится очень многолюдно, а ближе к вечеру Пура Бесаких, разместившийся на высоте более 1 тыс. метров над уровнем моря, часто накрывает мглой.

Стоимость посещения храма составляет 60 тыс. рупий, дети могут пройти на территорию Пура Бесаких бесплатно. Тем, кто не хочет тратиться на входной билет, можно попробовать пройти на территорию комплекса ранним утром. При незаконном проникновении важно не попасться случайно на глаза работнику кассы, поэтому выходить из храма стоит только с боковых выходов.

При покупке «проходки» в храм, обязательно нужно спрашивать входной билет у кассира, даже если продавец предложит пройти без него. Конечно, наличие билетов у туристов крайне редко проверяются на территории храма, лишний раз перестраховаться будет не лишним. Тем более, может получиться так, что «проверяющий» окажется вовсе и не работником храмного комплекса — местных жителей, желающих обвести вокруг пальца неопытного туриста и получить от него немного рупий здесь более, чем предостаточно.

Не стоит интересоваться услугами местных «гидов», которые навязывают свое сопровождение на площадке перед входов в святыню. Во-первых, они нагло лгут, утверждая, что пройти без сопровождения дальше первого двора не получится. А во-вторых, ответить на все вопросы и показать обширно всю территорию комплекса, в том числе и потаённые зоны, такие сопровождающие вряд ли смогут, и это было подтверждено многими приезжими туристами.

Чтобы избежать атаки со стороны местных жителей, заходить в храм Бесаких следует не с центральной стороны, а при помощи одной из боковых лестниц. Практически все продавцы «охотятся» на доверчивых приезжих у главного входа. Если желание воспользоваться услугами гида всё же имеется, то обязательно стоит торговаться с ними. Нормальной ценой для хорошего сопровождающего считается оплата от 5$ до 10$.

Не менее известная «разводка», часто применяемая местными жителями, – это уплата «donation», так называемого финансового пожертвования на развитие священного комплекса. Особо недоверчивым туристам на входе могут даже показать журнал с якобы сделанными другими посетителями взносами, в котором будут фигурировать круглые суммы. Не стоит верить этим фиктивным записям. В крайнем случае, можно заплатить 1-2$, не больше.

Обязательным условием для прохода на территорию храма является наличие саронга – прямоугольного куска ткани, наматываемого вокруг талии. Его можно привезти с собой, купить в сувенирных лавочках у входа в комплекс или взять напрокат там же. Ни в коем случае не стоит соглашаться на первую оглашённую цену, даже если торговцы будут травить байки о том, что «дешевле не найдете» и «дальше купить будет невозможно». Нужно торговаться.

Не стоит также, отовариваться в местных лавочках и сувенирных лавках. Все предложенные здесь товары можно купить значительно дешевле в других районах Бали. Если очень хочется потратиться на сувениры и картины, продающиеся у храма, то опять же нужно торговаться.

Что ещё можно посмотреть рядом с храмом

Главной достопримечательностью здешних мест, помимо самого храма, которые могут быть интересны приезжим, являются, конечно же, вулканы Агунг и Батур. Для приезжих туристов они особенно привлекательны, как объекты для восхождения.

Маршрут к вершине первого вулкана довольно непрост, особенно в дождливую погоду. На вершину второго подниматься гораздо легче. С обеих возвышенностей открывается изумительный вид на местные окрестности.  Осуществлять восхождение на вулканы туристам рекомендуется только в сопровождении квалифицированного проводника, во избежание получения травм.

Не менее привлекательным объектом для туристов в окрестностях Пура Бесаких является река Телага Ваджа, берущая своё начало от подножия вулкана Агунг и протекающая в сторону города Семарапура. Она относится к категории больших водных потоков Бали и прекрасно подходит для рафтинга – спортивного сплава на 6-, 4- или 2-местных надувных судах. Телага Ваджа, являющаяся источником пресной воды для местных, считается среди балийцев священным источником.

Рядом с храмом Бесаких размещается также другой водоём – озеро Батур, которое образовалось на дне кратера одноименного вулкана в результате извержения более 20 тыс. лет назад. С ним у местных жителей ассоциируется некая легенда о воде, согласно которой Богиня озера, используя источники этого большого водоёма, расположенные под его днищем, поит целительной водой весь остров. На восточном берегу озера здесь размещается целый термальный комплекс, где приезжие туристы могут полноценно расслабиться в горячих ваннах и поплавать в бассейне.

Несмотря на навязчивых местных жителей и своеобразные погодные условия на местности, Пура Бесаких, как и другие храмы на Бали, является той местной достопримечательностью, которую обязательно стоит увидеть своими глазами. Он действительно поражает своим великолепием и красотой. С верхней площадки храмового комплекса Бесаких открываются восхитительные виды на сказочный Бали, и уйти отсюда без множества красочных фотографий просто невозможно! Кстати, фотографировать на территории храмового комплекса официально разрешено. А если же вдруг получится случайно попасть в это священное место во время праздничной церемонии, то можно будет лицезреть настоящую жизнь балийского народа, прикоснуться к его живой «нетуристической» культуре, а также взглянуть на всё изнутри, глазами местных жителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с пользовательским соглашением и принимаю политику конфиденциальности.